Имеющий глазе
Уроки
фотодела
Сергей ЛОЗОВОЙ
Почти каждый начинает свой путь в ф отограф ии со съемки окружающих его лю дей
родных,
знакомых, друзей, при этом заставляя их принимать перед фотоаппаратом разные интересные позы
©.
На первых порах это, может, и хорошо: пускай новичок изучает аппарат и его возможности. Набрав
немного опыта, он начинает расширять тематику съемок, переходит к фотографированию сценок из
окружающей жизни, природы. В от тут он и столкнется с творческими вопросами: «Как выбрать ос-
вещение? направление съемки? точку съемки?», «Как композиционно построить снимок?» И так да-
лее. Я попытаюсь ответить на эти вопросы, рассказать о некоторых приемах фотографии и пока-
зать, что получается на практике.
В
се предметы имеют объем (иноче говоря, они трехмер-
ны) и ноходятся от фотографа на разных расстояниях —
в то время как фотоснимок передает изображение в од-
ной плоскости. Свет и его направление помогают уви-
деть объем, пространство и перспективу. Например, когда
фотограф делает снимок здания, а источник света находит-
ся у него за спиной, здание на снимке «утратит объем», бу-
дет выглядеть плоско, неинтересно. Это происходит потому,
что исчезают тени от объекта. Когда свет падает под углом,
ощущается объем и перспектива.
Не нужно думать, что съемку нельзя проводить при рассе-
янном свете. Иногда можно получить очень эффектные кадры,
снимая в тумане, сумерках, на рассвете или после дождя.
Теперь о направлении освещения. О но бывает самое раз-
ное (рис. 1): лобовое (1), диагональное (2), боковое (3), бли-
ковое (4), контровое (5); также оно может быть верхним или
нижним. Для разных сцен требуется разное освещение — на-
пример, для портрета лучше будет лобовое, а для зданий,
как уже говорилось, диагональное. При контровом освеще-
нии снимать не рекомендуется, но если съемка все же ведет-
ся, то надо использовать специальные объективы. Если же их
нет, то лучше стараться, чтобы лучи не попадали в объектив.
1
У каждого снимка должен быть смысловой и изображае-
мый центр — то главное, ради чего сделан снимок. Спо-
собов выделения главного немало: можно решить вопрос
использованием направленного света, обдуманной точкой
съемки, четкой компоновкой кадра, тональностью. Нема-
лую роль играет и расстояние до объекта съемки. Цен-
тральная фигура или предмет могут быть расположены на
первом плане, ближе к объективу, тогда как все окружаю-
щее уйдет на второй план. Интересные кадры выходят, ко-
гда все, за исключением главного объекта, получается раз-
мытым (рис. 2). Тем или иным образом главное изображе-
ние надо выделить, чтобы зритель сразу устремлял взгляд
Рис.2 Фокус на «божьей коровке»
на него, а уж потом разглядывал все остальное. Лишние
детали сюжета надо оставлять за пределами кадра. Ко-
нечно, можно отсечь все лишнее уже при обработке сним-
ка, но если разрешение небольшое, то будет потеря ка
чества. Лучше сразу все делать как надо, чтобы потом не
морочиться.
Строим снимок.
.. Композиционно
Высокое техническое исполнение снимка еще не обеспе-
чивает его художественных качеств. Надо суметь наделить
снимок жизненностью, найти изобразительную форму рас-
крытия его идеи, гармонично объединить все элементы. «Ху-
дожественным твореньем» снимок можно назвоть только то-
гда, когда найдена композиционная форма, максимально
раскрывающая его содержание.
Композиция — это творческая находка автора снимка, и
именно это определяет множество изображаемых форм. Од-
нако существуют некоторые закономерности в композици-
онном построении кадра.
14/341
04
апреля
-11
апреля
2005
предыдущая страница 22 Мой Компьютер 2005 14 читать онлайн следующая страница 24 Мой Компьютер 2005 14 читать онлайн Домой Выключить/включить текст