Электронная
музыка.
Живая
или
мертвая?
р р
Виктор В. ПУШКАР
В
опрос «а можно ли играть музыку с помощью ком-
пьютера?» для большинства наших читателей довно
трансформировался в свою противоположность. А
можно ли ее играть без помощи компьютера? Даже
почтенные артисты, работающ ие исключительно с аку-
стическими инструментами, начинают редактировоть но-
ты в электронном виде и, представьте себе, в глубокой
тайне от коллег, зо плотно закрытыми дверями иногда
слушают M IDI-файлы. Чтобы в очередной раз прийти к
выводу: акустические инструменты исполняют произведе-
ния, написанные для акустических инструментов, лучше,
чем комп.
Сенсационные сообщения о том, что группа ученых
нописала программу, способную из двух вальсов «сочи-
нить» третий, давно перестали быть
сенсационными. Да и соми вальсы
имели весьма ограниченную ауди-
торию. Вот если бы компьютер при-
думал новое направление рок-му-
зыки и убедил тусовку, что это кру-
че, чем их любимый пост-панк с
дез-метоллом.
.. Впрочем, PR-кам-
паниями некоторых современных
«звезд», судя по приемам раскрут-
ки, руководит вполне виртуальноя
компьютерная личность, со своими аппаратными пробле-
мами и багами в исходном коде.
Давайте остовим машине машинное, а человеку — че-
ловеческое. Тогда интеллектуалы получат с помощью ком
па оригинальные решения сложных задач, эстеты — не-
земные красоты, а любители плясок — заводные пляски.
Кождую пятницу и субботу.
Основная задача компа — производить вычисления.
Пользователь должен всего лишь правильно сформули-
ровать зодочу. А дело софта — качественно перевести
с юзерского языка на машинный. И обратно.
Достаточно развитой виртуольной тусовкой, возник-
шей без особой связи со сценическими и клубными дви-
жениями, были любители трекеров. Наши читотели со
стажем помнят, что такое Scream Tracker. Это была, по-
жалуй, самая ранняя звуковая софта для платформы PC,
завоевавшая хотя бы относительную популярность в мас-
сах. В период росцвета движения розничных трекеров
было значительно больше. При всех розличиях они об-
ладали похожим звуковым движком — самплер с мини-
мальными спецэффектоми, секвенсор с шоговой записью
и редактированием параметров с клавиатуры. Запуско-
лись они в среде DOS доже на самых медленных маши-
нах, качались из сетки бесплатно. Для воспроизведения
трекерной композиции нужно было зогрузить набор сам-
плов и последовательность секвенсорных команд. [Ч то
сильно н а по м и н а е т б олее позд ню ю специф икацию DLS —
для воспр ои зве д е ни я а в то р с ко го M ID I-ф айла п о д гр у ж а -
ется соо тветствую щ ий ем у сет «инструм ентов». Д ля о з -
вучки ком пью терны х и гр ш тука весьм а удобная, хоть и
о гра ни че нн а я в возм ож ностях. П о том у м н о ги е тр е ке р -
щ ики впоследствии о ка за л и сь заняты м и им енно в это й
о б л а с ти .]
О дноко и сами трекеры, и связонная с ними тусовка
в последнее время сдали позиции. Когда они работоли
еще с 8-битными файломи, в сетке чаще встречался на-
стоящий злобный киберпанк, по сравнению с которым и
припопсовонный Prodigy, и доже почти по-ностоящему
радикальный Atari Teenage Riot просто меркнут. Неужто
cyberpunks ore deod? Хотя только часть трекерщиков бы-
ла киберпонками. Некоторые пытались играть ну очень
сладкую поп-музыку. Тоже на восьмибитном звуковом
движке ©.
..
)к Вход в уголок маньяка
Еще раз о живых и мертвых
Достаточно часто приходится слышать, что у музыки,
исполняемой с помощью машин, по определению непра-
вильная энергетика. Ощущает эту самую энергетику прак-
тически каждый, кто бывал на концертах или играл в он-
сомбле. О днако где же ноучное объяснение? Где дейст-
вующая модель? Так, чтобы подключили дотчик, и он по-
казал: «Энергетика = 2. Хорошо. Энергетика = -1. Пло-
хо». Т.е. поко что вся нодежда на субъек-
тивные ощущения. Нравится — слушай. Не
нровится — выйди в буфет и отдохни. Н а-
верное, оно к лучшему.
До и предстовления о «правильной» энер-
гетике меняются достаточно быстро. Еще в
ночале 90-х в Киеве и ряде других мест но-
род подозрительно относился к выступле-
нию состова с ритм-машинкой (а вдруг от-
туда играет попсо фонерная?), а сейчос
«ритм-машинист» в компании диджеев и вы-
глядит, и звучит весьма живо. Я тоже сомневался в воз-
можностях машины заменить барабанщика, и сейчас про-
должаю в них сомневаться. Как и в возможностях бара-
банщика зоменить ритм-машину.
Например, использовоние чужой последовательности
нот в своей вещи — это плогиат. Тогда использовоние чу-
жих самплов (т.е. чужой энергетики) должно прировни-
воться к некромонтии и вомпиризму. В старые и не очень
добрые времено за подобные вещи сжигали на костре ;).
В новые — разве что в суд подадут за нарушение автор-
ских прав. Если заметят и заморочатся. А вообще, вызы-
воя с помощью самплеро различные тени, задумывайтесь
об их уместности в вошем треке. Уточню: к мракобесам
автор относится отрицательно. А сомплеры, наоборот,
весьмо уважает, и в первый раз применял этот инстру-
мент в живом выступлении в 1992 году на фестивале «Ко-
сой Капонир». За прошедшее время убедился: лучше сде-
лать сампл самостоятельно, чем притягивать за прозрач-
ные уши поймонного в сомнительном месте демона.
..
Кроме того, лицо, являющееся живым с юридической
точки зрения, не обязательно является таковым и с му-
зыкольной. Когда глубоко засТуженный деятель советской
эстрады сночола заявляет о своем последнем концерте,
о затем появляется через пару лет со все тем же давно
протухшим репертуаром, лично у меня возникают ассо-
циации с художественным фильмом «Зловещие мертве-
цы» и другими кичовыми ужастиками. Также возникают
пожелания оргонизоторам гастролей в перерывах хра-
нить певца в еще более сухом и прохладном месте. А к
нодписи «живая музыка» на афишах добавлять вомпир-
ский смайлик :-Е Либо покойницкий х-(.
Ж
Выход из уголка маньяка
Надеюсь, все присутствующие живы?
Долгое время основной зодачей звуковой машины яв-
лялась эмуляция розличных ранее известных приборов.
Чтоб было похоже но бит-бокс, магнитофон, электропио-
но. Иначе — кто способен это оценить? И очень посте-
пенно (вероятно, чтобы нород привык) в софт добавля-
№ 8/335 21 февраля-28 февраля 2005
предыдущая страница 42 Мой Компьютер 2005 08 читать онлайн следующая страница 44 Мой Компьютер 2005 08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст