Имеющий
Виртуальные
комбики
для настоящих
гитаристов
Г
The Reloader
Электрогитара давно прокралась в дома многих творческих людей и
надежно там обосновалась. Еще 30 лет тому назад качественная
электрогитара была лишь у избранных. Сейчас же за относительно
небольшие деньги можно приобрести весьма приличный учебный
инструмент, а за относительно большие— профессиональный, для сцены.
Но гитара гитарой, а обрабатывать звук чем-то все же придется.
Это в шестидесятых годах прошлого века многие гитаристы
обходились без обработки (в современном понимании). Играли на
электрогитарах только через усилитель. Им же и искажали. Но
сейчас трудно представить этого электронного зверя без овердрайва
с дисторшном. Как известно, с появлением овердрайва появился
рок, а с появлением дисторшна — металл. [Однако, как пели AC/DC,
«W ho Made W ho», кто кого сделал, это еще вопрос. Мы примочки,
или примочки — нас?)
Т
ак что же делать человеку, который
приобрел электрогитару, но денег на
комбик или хотя бы на процессор эф-
фектов пока не хватает? Выход
прост — компьютер. Если вы читаете этот
журнал, значит, у вас просто должен быть
компьютер, и если вы читаете эту статью,
значит у вас скорее всего есть электроги-
тара. От вас требуется лишь умение во-
ткнуть гитарный кабель во вход звуковой
карты. Есть вариант втыкать его в MIC, но
это только в том случае, если перед ком-
пьютером звук ничем не усиливается (пе-
дальки, комбики, предусилители). Выходит
много шума и прочей транзисторной «пла-
стмассы» в звуке. Поэтому лучше включать-
ся в LINE IN.
Предположим, что гитара уже подсое-
динена к звуковой карте — но что же де-
лать, как обработать звук? Если вы поиг-
раете на гитаре, подсоединенной к ком-
пьютеру, то звук останется прежним. А как
же обрабатывать гитару? И что это вооб-
ще за «обработка гитарного сигнала»?
Я уже сказал, что, условно, с появле-
нием овердрайва появился рок. Но что та-
кое «овердрайв»? Перегруз (overdrive), как
его еще называют, представляет из себя.
..
перегруз гитарного сигнала. То есть ам-
плитуду звука электрогитары в несколько
раз увеличивают, отчего пики режутся, а
амплитудные колебания уменьшаются, по-
являются небольшие (большие ©) искаже-
ния, которые «утяжеляют» звук, т.е. гитара
начинает звучать плотнее, верхи больше
визжат, а низы — жужжат. Это и есть эф-
фект овердрайва.
Дисторшн (distortion — искажение) пред-
ставляет собой усиленную версию пере-
груза, т.е. усиливается больше, искажает-
ся сильнее, из-за чего звук становится тя-
желым и шумным. Недостатки — верхи уж
очень сильно искажаются. А вот низы при-
обретают очень аппетитное звучание.
Прим. Виктора В.
Выражаясь по-ученому, основная раз-
ница между фузом, овердрайвом, и други-
ми искажающими «примочками» — в раз-
ной амплитудной характеристике, т.е. за-
висимости выходного напряжения от вход-
ного. Иногда, чтобы получить особо злой
рокерский звук, две искажалки соединяют
последовательно. Скажем, первым идет
тьюб в режиме мягкого искажения, а вто-
рым — жесткое «запиралово» фузом. Од-
нако это в первую очередь дело вкуса.
Очень сильно зависит от того, что вы иг-
раете и на каком инструменте. Может, вам
вообще только хорус нужен © .
Но вернемся к нашим баранам, т.е. к
компьютерной обработке. Предположим,
уже решено: копить деньги на фирмовый
100-ваттный комбик будем долго. Так что
лезем в Интернет в поисках софта для элек-
трогитары. И вот что мы находим.
..
Сегодня я хочу познакомить вас с са-
мыми знаменитыми программными гитар-
ными процессорами. Это ReValver Live, Gui-
ta r FX BOX, A m plitube, iZ otope Trash и
DSound C T Player. Весь этот софт являет-
ся отнюдь не бесплатным (разработчики
тоже кушать хотят), поэтому пользоваться
мы будем только демками. Благо ограни-
чения демо-версий
весьма
нестроги,
ReValver пищит время от времени, a Gui-
tar FX BOX вырубается раз в четыре ми-
нуты.
С каждой из предложенных выше про-
грамм автор данной статьи провел весь-
ма продолжительное время. Были опробо-
ваны лишь демо-версии программ на двух
разных звуковых картах, предназначенных
для обычных юзерских машин. Но общее
представление сложилось. И повторить
наш опыт может каждый из заинтересо-
ванных читателей.
Каждую из подопытных софтин можно
отнести к одной из условных категорий.
Например, ReValver Uve, Guitar FX BOX и
GT Player работают в самостоятельном от-
носительно прочей звуковой софты режи-
ме (Stand-alone). То есть они сами пере-
хватывают звук, поступающий в звуковую
карту, и обрабатывают его, тогда как для
Amplitube и iZotope Trash необходимы про-
граммы, которые для них будут хостами.
Например, Steinberg Cubase или Cakewalk
Home Studio. А если вспомнить цену по-
следних, то этот факт можно рассматри-
вать как явный минус.
Перед тем как перейти к описанию ги-
тарообработочных программ, стоит ска-
зать и про то, куда вы будете втыкать ваш
злосчастный инструмент. Гитарные процес-
соры — это не программы для компьюте-
ров со встроенной звуковухой. Нет, конеч-
но, играть на перегруженном звуке мож-
но будет (как я, собственно, и делаю), но
вот шумов будет столько, что они будут
заглушать рык вашей гитары. Каждое дви-
жение мышью будет отдаваться в колон-
ках злостным шипением, каждое нажатие
клавиши — щелканьем. Что же делать, спро-
сите вы. Здесь есть два выхода: либо при-
обретать звуковую карту получше, либо
долго настраивать регуляторы громкостей
и всевозможные N ase Cate. Впрочем, да-
же на Sound Blaster Livel есть шумы, и до-
вольно ощутимые.
И еще не все! Перед тем как присту-
пить к самому вкусному — сравнению, я
должен сказать, какие вообще существу-
ют эффекты. Их немного. D istortion/O ver-
drive, с ними вы уже знакомы. Reverb —
эффект «комнаты», т.е. отражение звука от
стен. Для эхо есть отдельный эффект —
Echo, который повторяет приглушенный
сигнал через определенный промежуток
времени.
Дальше эквалайзер — ну, здесь все и
так ясно: одних частот побольше, других
поменьше. W ahW ah, в народе «квакуш-
ка», — эффект, который динамически фильт-
рует звук. Chorus создает ощущение, что
с вами играют еще несколько человек, то-
же хорошо для утяжеления звука. Tremolo—
подобен звуку гитары, у которой дергают
рычаг машинки (если есть), т.е. звук вибри-
рует. Phaser делает звук «сдвинутым по фа-
зе», придает ему «космическое» звучание —
словами не передать.
А теперь можно приступать к знаком-
ству с нашими программами.
Alieo Connections Revolver Live
www.alienconnections.com
С этой программы я начал свое зна-
комство с миром компьютерной обработ-
ки звука. Сначала я думал, что эта про-
грамма почти идеальна, но позже рассмот-
рел ее повнимательнее. И вот что обна-
ружил.
ReValver представляет из себя этакую
виртуальную рэковую стойку гитариста. Мы
можем подключать по очереди предусили-
тели, усилители, эффекты, микрофоны и
комбоэмуляторы. Ой, я не сказал про два
последних пункта! Дело в том, что в ре-
альной жизни гитарный звук проходит об-
работку через комбик (или что-то схожее)
и записывается через микрофон. Ухо про-
фессионала может отличить звучание двух
разных комбов, одинаковых по мощности.
Дело еще в том, что микрофон и колонка
№ 4/331 24января-31 января 2005
предыдущая страница 41 Мой Компьютер 2005 04 читать онлайн следующая страница 43 Мой Компьютер 2005 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст