Квмуас
Ун«
ЯИерситеш
П
редставляли ли себе профессора
прошлых столетий, что в их универ-
ситетах будут учиться сотни тысяч
студентов (правда, при этом не по-
кидая своих собственных комнат, нахо-
дясь в своих странах и на своих рабо-
чих местах), используя чудесную возмож-
ность, которую подарил нам прошлый
век, — дистанционное обучение?
Ч то такое дистанционное обучение
По определению, дистанционное обу-
чение — это способ обучения на рас-
стоянии, при котором преподаватель и
обучаемые физически находятся в раз-
личных местах. Это обучение с помо-
щью телекоммуникационных технологий,
или, если говорить на языке ламера, —
обучение не отходя от железно-силико-
нового ящика.
Идея учиться у других на расстоянии
далеко не нова. В истории образова-
ния было множество попыток организо-
вать обучение, при котором учитель и
ученик находились бы на расстоянии
друг от друга. Некоторые ученые видят
в священных посланиях Святого Павла,
рассылаемых по храмам, иллюстрацию
отдельных ключевых положений дистан-
ционного.образования. На данный мо-
мент в образовании существуют сле-
дующие формы обучения: очная, заоч-
ная, корреспондентская и дистанцион-
ная. Давайте кратко рассмотрим эти
формы обучения.
Начнем с очной. Здесь, я думаю, не
нужно подробного описания. Статья 53
любимой всеми нами Конституции, га-
рантирующая среднее образование для
всех граждан, обязала пройти очное
обучение по крайней мере в течение
9 лет в школе. Для продолжения обуче-
ния очная форма — это неплохая воз-
можность, если у тебя есть много сво-
бодного времени. Правда, очное обу-
чение — в основном поточное, и при
этом нелегко подстроиться под каждо-
го учащегося индивидуально.
Заочное обучение — это также обу-
чение поточное, т.е. общ ий для всех
учебный план, общ ие сроки сдачи кон-
трольных и курсовых работ, сессия в
определенные сроки (зимой или, что
еще хуже, в разгаре лета ©). При этом
студенты теряют связь со своим пре-
подавателем и группой на длительный
промеж уток времени и остаются но-
едине с возникшими в процессе сам о-
стоятельной работы вопросами.
на
дому,
или
Прями.сот
в
Гарвард
Ольга ВЕДЕНЕЕВА
Компьютер уже давно заменил нам не только калькулятор и печатную
машинку, но и проигрыватель, телевизор и видеомагнитофон. Могли
ли ученные начала X X столетия представить, что их правнуки вместо
похода в магазин предпочтут, сидя дома и глядя в какой-то ящик,
выбирать себе сыр или морковь с помощью щелчка нехитрого
устройства, именуемого мышью. Мы начинаем забывать, что такое
походы по магазинам и рынкам, все чаще обращаясь к заказу
продуктов, товаров и услуг в интернет-магазинах (кстати, по
собственному опыту скажу, что пользоваться онлайн-шоппингом
не только удобно, но и попросту дешевле). А поход в библиотеку
вместо нескольких часов займет всего несколько секунд, необходимых
для набора нужного иИ І. Недавно десять самых больших библиотек
мира объявили о совместном создании бесплатной интернет-
библиотеки, в которой будет размещено 50 млн. книг. Но что там
поход в магазин или в библиотеку — даже свидания мы все чаще
назначаем не у памятника Пушкину, а в чате, там же знакомимся
и заводим себе друзей.
Обратимся теперь к корреспондент-
ском у обучению. Это одна из мутаций ©
заочного обучения, при которой слу-
шателям предлагается индивидуальный
преподаватель, но при этом отсутству-
ет ежедневная поддержка с его сторо-
ны. Так что ответы на возникающие во-
просы вам придется ожидать как мини-
мум несколько дней, а то и недель, в
зависимости от того, насколько хоро-
шо работоет голубиная почта ©. И ко-
гда ты получаешь ответ на свой вопрос,
он уже не так важен для дальнейшего
обучения, потому что ты уже изучаешь
новую тему, а иногда из-за давности
событий просто можно забыть, почему
ты это спрашивал. В результате чего
появляется реальная опасность потери
интереса к обучению. Причем, процесс
обучения растягивается на многие ме-
сяцы, часто годы. Ты чувствуешь себя
одиноким в процессе обучения, не имея
возможности роботать в группе сокурс-
ников и общаясь только с господином
профессором. Но самое главное —
здесь не применяются современные
мультимедийные технологии (а лично
мне кажется скучным все, в чем не уча-
ствует мой компьютер).
В дистанционном образовании все
по-другому: индивидуальный план обу-
чения, ежедневная поддержка со сто-
роны преподавателя (которого в дис-
танционке именуют тьютором), ежене-
дельная проверка индивидуальных за-
доний и творческих работ, коррекция
индивидуального плана обучения по ре-
зультатам тестирования. Кроме того, ты
не теряешь связи с твоими сокурсника-
ми, работая в малых группах. (Что очень
важно, потому что общение с профес-
сором, доктором наук и т.д. по вопро-
сам, возникшим у тебя по ходу изуче-
ния предмета, важно и интересно, но
очень часто вместо чувства полного
удовлетворения рождает комплекс не-
полноценности, а вместо уверенности
в собственных силах — понимание, что
тебе-то уж точно не достичь таких вы-
сот знаний.) Но ведь проблема не в тво-
ем коэффициенте интеллекта, а в том,
что вы находитесь на разных уровнях
знания. Вот здесь как раз помогло бы
общение с братьями по разуму — твои-
ми сокурсниками. И тогда окажется, что
не только ты один не можешь решить
эту задачу или понять эту теорему. И
надо же, у кого-то тоже не получается,
а у тебя наконец-то получилось, и те-
перь ты можешь помочь другу решить
проблему, при этом получив ценный пе-
дагогический опыт (как говорят моло-
дые преподаватели, «пока объяснял, и
сам понял, что объясняю ©»). Но и это
не самое главное. Главное — это воз-
можность совместной творческой ра-
боты над розничными проектами. Имен-
но тогда частенько рождаются весьма
гениальные вещи — как говорится, од-
на голова хорошо, а две лучше (боль-
ше тоже хорош о, и не только для
Змея Горыныча, но и для работы в ма-
лой группе над совместным проектом).
И еще: дистанционный студент учит-
ся не по обычным учебникам, к которым
№ 4/331 24января-31 января 2005
предыдущая страница 35 Мой Компьютер 2005 04 читать онлайн следующая страница 37 Мой Компьютер 2005 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст