В
3
D
родилась
елочка
Сам острои
г
Сергей БОНДАРЕНКО, Марина ДВОРАКОВСКАЯ
-Рис.1
ч
Е
сли вы реш или
п о с в я т и т ь
свое свободное время изуче-
нию ком пью терной ЗО-граф ики, будьте готовы к м ного-
численным трудностям и препятствиям, которы е вам по-
встречаю тся но пути к поставленной цели. П ервы е р а -
боты, представленные вами на всеобщ ее обозрение, н ап р и -
мер, на интернет-ф оруме, будут подверг-
нуты уничижительной критике со стороны
бол ее опытных тридэш ников. И здесь де-
ло совсем не в том, что вас хотят «об ло-
мать», просто сущ ествую т определенны е
стандарты и неписаные правила, которых
должен придерживаться 30-худож ник при
создании очередного ш едевра. Э т о ка-
сается всех трехмерщ иков, о со б е н н о тех,
кто р а б о та е т со статической 3 0 -гр аф и -
кой. В этом случае о со б е н н о видны все
недостатки созд анной модели, чего нель-
зя сказать п р о аним ацию , где сам ым «уяз-
вимым» местом является динамика. Узнать
»о том, какие б ы ваю т «подводные камни»
и как их избежать, м ож но только после
долгих часов, посвящ енных р а зр аб о тк е
ваш его проекта. Если вас не пугает пер-
спектива уйти с головой в р а б о ту над с оз-
данием трехм ерной сцены — свежий м а -
териал в М К к ваш им услугам!
Надеемся, что циклы статей
«Макси-
мальный 3DMAX»
и
«ЗО-Максимум»
п о-
могли вам в изучении расш иренны х воз-
м ож ностей програм м ы 3d sm ax — поверь-
те, мы старались © . О д н а к о лю б ой те о -
ретический м атериал необходим о подкре-
плять практикой. Во-первых, практические
занятия п ом огаю т твердо усвоить полу-
ченные знания. А во-вторых, опыт, полу-
ченный в процессе непосредственного о б -
щения с програм м ой, несом ненно, дает
больш е, чем «сухой» теоретический м а -
териал. П оэтом у в дальнейш ем мы будем
делать основной у п ор им енно на практи-
ческие упраж нения в р а б о те с 3D.
П оскольку д об р ая половина всех з а б о т читателей сейчас
связана с предновогодней суетой (покупка подарков, м ас с о -
вая рассы лка поздравительного «спам а» всем родственни-
кам и друзьям, закупка продуктов и т.д.), мы не м ож ем о б о й -
ти стор оной столь актуальную тему. Ц ель сегодняш него з а -
нятия — создание новогодней открытки в 3D.
Создание елки
Главный атрибут Н о в о го года — елочка, поэтом у с нее и
начнем. С озд ан и е трехм ерной модели л ю б ого растения, будь
то кустарник или дерево, зад ач а не из легких. Д аж е опыт-
ный тридэш ник потратит нем ало времени и сил, прежде чем
добьется ж елаем ого результата. Главная проблем а, с кото-
рой ему придется столкнуться, — б ол ьш ое количество поли-
гонов. Вы когда-нибудь п роб овал и посчитать, сколько на ел-
ке иголок или на дереве листьев? А ведь полигонов для их
имитации долж но быть ещ е больш е. Н а сегодняшний день
придум ано очень м ного сп осо б о в обойти трудоем кую п р о -
цедуру создания растительности. О некоторы х из них мы уже
рассказы вали на страницах М К, о других ещ е будем гово-
рить. Н а наш взгляд, сам ые реалистичные растения получа-
ются при пом ощ и продукта ком пании O n y x Com puting под
названием O n yxT R E E (http://www.onyxtree.com). П очти два года
н азад мы рассказы вали о дополнительном м одуле к 3d sm ax
Э п у х C o m p u t in g
,1992-2003 Опух Computing. inc.
mmOnyxTREE cortî
- К
Support the research anti
development of this software
Please, tic* not use illegal copies
Dr Bojans Bosanac & Pier Zanchi
Creators ОГ ОПУХШЕЕ CONIFER
под названием O n y x Treestorm (см. статью
«Максимальный
3D МАХ» в МК, Ne4 (175)).
С тех пор этот плагин изменился
и о б р о с больш им числом ф ункциональных возмож ностей.
Теперь O n y x T R E E Professional Suite 6 состоит из четырех
полноф ункциональны х сам остоятельны х утилит: O nyxT R EE
B am b oo, O nyxTR EE Broadleaf, O nyxTR EE
Conifer и O nyxTR EE Palm. Каж дая из них
служит для м оделирования своего типа
растительности. Так, B am b o o п р ед назн а-
чена для имитации бам бука, B road leaf —
ш ироколиственны х деревьев, Conifer —
для имитации хвойных и, наконец, Palm —
для м оделирования всевозм ож ного вида
пальм. К каждой из утилит прилагается
больш ая библиотека уже готовых м оде-
лей, которы е вы м ож ете использовать в
своих проектах. Если же вам требуется
изменить внеш ний обл ик растения (на-
пример, поменять напр авление и число
веток, задать определенное полож ение
сучков и т.д.), то сделать это не составит
никакого труда даж е для человека с не-
больш им опы том р аб оты в 3D . Каж дая
из выш еупомянутых утилит поддерж ивает
б ол ьш ое число ф орм атов, среди которых
3DS, C4D, DXF, FACT, LWO, OBJ.
Такое
р а зн о о б р а зи е ф айлов позволяет зад ей -
ствовать все известные програм м ы для
раб оты с трехм ерной граф икой — M a ya ,
3dsm ax, Lightwave, C in e m a 4 D и пр. П о -
скольку для создания н аш ей сцены мы ис-
пользуем 3dsm ax, нам пригодится ф о р -
м ат экспор та 3 D S. Для м оделирования
н о вого д н е й ели п о н а д о б и тс я утилита
Conifer (рис. 1). С а м а я «новогодняя» м о -
дель елочки из всех, что присутствую т в
библиотеке этой утилиты, имеет нем ного
стр а н н о е н азв ан и е — Picea enge lm a n -
nii G © . Загрузим эту м одель в Conifer и
постараем ся р азо б р аться с н астр ой ка-
ми утилиты.
Больш ую часть окна программ ы зани м ает р аб о чая о б -
ласть, где вы м ож ете н аблю дать б удущ ую модель д ерева
(рис. 2). Н астройки, относящ иеся к вы бранной модели, р а с -
полож ены в правой части интерфейса. В п р аво м нижнем уг-
лу окна Conifer находятся четыре кнопки, с пом ощ ью кото-
рых м ож но переклю чаться между различными группами п а -
рам етров, описы ваю щ их растение. П ри нажатии первой кноп-
ки в окне программ ы появятся настройки, характер изую щ ие
ствол и его сучки; вторая кнопка делает доступными настрой-
ки веток и ответвлений — угол наклона, длина, густота и т.д.;
третья кнопка определяет ш ирину и цвет веток и прутьев; и
наконец, четвертая зад ает длину, толщ ину, угол накл она и
плотность разм ещ ения иголок.
В л ю б ой из групп настроек присутствует пар ам е тр R an-
dom See d — случайная выборка. Н едооценить его значение
очень трудно. И м енно благодаря ему, есть возм ож ность с оз-
давать на основе одной модели огр ом ное число соверш ен-
но непохожих деревьев — до 10 в двенадцатой (!) степени.
Управляя значением R andom Seed, вы м ож ете создать целый
лес (если, конечно, м ощ ность ваш его ком пью тера позволит
«переварить» столько полигонов), не опасаясь того, что р а с -
тения будут выглядеть одинаково.
Каж дая из настроек л ю б ой категории определяется чи-
словым значением, о д н ако просто «вбить» число напротив
№52/275 29 декабря-5 января 2003/04
предыдущая страница 38 Мой Компьютер 2004 52 читать онлайн следующая страница 40 Мой Компьютер 2004 52 читать онлайн Домой Выключить/включить текст