Любите
колонки
-
источник
саунда!
2
І І
Виктор В. ПУШ КАР
Собравший правильный динамик
да вставит его в правильный
корпус. И да подключит к качественному усилителю. И да подаст
на вход сигнал, ласкающий Уши.
..
В
первой части наших заметок (см.
М К, № 44 (319)) мы вспомнили, как
работает динамик. У внимательно-
го, на поверхностно знакомого с
акустикой читателя может возникнуть
пара дополнительных вопросов О пе-
режая события, постараюсь на них от-
ветить.
— Если эл ектри чески й сигнал м о ж н о
п р е о б р а зо в а ть в зв у к с пом ощ ью о д н о -
го д и н а м и ка , зачем н уж н о э то т сам ы й
д и н а м и к пом ещ ать в ко р п у с ?
Дело в там, что задняя и передняя
поверхность диффузора излучают звук
с фазовым сдвигом. То есть можно его,
конечно, и без корпуса на прищепках
повесить, или к стене приклеить (к по-
толку лучше не надо, может упасть на
голову ©), но тогда ряд частот прихо-
дит к слушателю в противофазе. Благо-
даря закрытому корпусу динамик при-
обретает относительно ровную частот-
ную характеристику. А чтобы лучше пе-
редавался низ, в корпусе делают ф о зо -
и н в е р то р. Это дополнительный резона-
тор, настроенный на частоту чуть ниже
основного резонанса динамика.
— К а ка я ф орм а ко р п у с а является о п -
тим альной?
С точки зрения акустики, чем боль-
ше корпус, тем лучше. В мелком корпу-
се динамик начинает «задыхаться», по-
скольку поверхность, излучающая зву-
ковые колебания внутрь корпуса, нагру-
жена на значительно большее акусти-
ческое сопротивление, чем работаю -
щая наружу. Получаются повышенные
нелинейные искажения. А с точки зре-
ния экономии места в помещении, кор-
пус должен быть поменьше. Ведь дале-
ка не все пользователи живут в замках
или на ранчо. И даже свой кабинет в
офисе есть только у некоторых.
Классический дизайн колонок, давно
проверенный всяческой электроникой,
это передняя панель, высота которой
примерно вдвое больше ширины, а глу-
бина корпуса чуть больше или чуть мень-
ше ширины передней панели. Конечно,
здесь возможны эксперименты. М ожно
соорудить корпус в виде слегка моди-
фицированной в Ф аташ апе буквы Зю,
или заключить динамик в элегантную се-
ребристую сферу. Н о колонки в подоб-
ном «космическом» дизайне чаще за-
бавны для глаз, чем приятны для слуха.
С низам полная ерунда выходит. Тра-
диционный деревянный корпус и смот-
рится хорошо, и звучит качественно. Ра-
зумеется, если внутрь поместить нор-
мальный динамик.
Из портативных колонок вы услыши-
те в лучшем случае 80.
..100 Гц по низу,
и для большинства жанров музыки это
означает исчезновение из саунда са-
мого интересного. Поэтому качествен-
ный и в то же время небольшой па раз-
меру комплект железа должен включать
сабвуфер — девайс, на который пода-
ются только низкие частоты. О дна боль-
шая колонка и две мелких занимают
меньше места, чем две больших колон-
ки в традиционном дизайне. Их легче
разместить на ограниченной площади,
а при случае — носить в рюкзаке или
перевозить на заднем сидении автомо-
биля.
— Д ля чего в од ном ко р п у с е р а зм е -
щ а ю т н е ско л ь ко д и н а м и ко в ?
Насчет низкочастотного резонанса
читатели уже поняли. А что ограничи-
вает частотку динамика «сверху»? С но-
ва противофаза. Если длина волны на-
много меньше диаметра излучающей
поверхности, мы получаем фазовый сдвиг
между излучением от разных ее частей
и крайне неравномерную частотку. М ож-
но слегка поправить положение, доба-
вив высокочастотный конус, однака до-
биться ат большого динамика воспро-
изведения суперверха даже с ега помо-
щью удается не всегда.
Что будем делать? Подавать на ди-
намик только «роднай» диапазон час-
тот. Сигнал разделяется на две или три
полосы (в профессиональных системах —
иногда на четыре), и на каждую из них
приходится свой динамик (или динами-
ки). Основной проблемой здесь являет-
ся согласование фаз; нужны точно на-
строенные фильтры. Если они настрое-
ны кое-как, и пищалка (ВЧ-динамик) по-
ставлена в колонку скорее для успокое-
ния ю зера, что-де будут вам высокие
частоты, пусть лучше система состоит из
колонок-сателлитов с одним динамиком
и уже упомянутого сабвуфера для НЧ.
[В этот момент на сцене в сопрово-
ждении хора вампиров появляется Ве-
ликий и Ужасный. Ега глаза безумно бле-
стят.
— Вы хотите суперниза?
— Даааа! — орет в ответ публика.
— Вы ега получите. (Великий и Ужас-
ный жмет на клавишу. Вступают голоса
вампиров)]
— Что та ко е «усилитель м ощ ности»?
Это прибор, к которому на вход под-
ключается источник звукового сигнала.
Проигрыватель компактов или ОУй, ком-
пьютерная звуковая карта, аналоговый
магнитофон или проигрыватель винила.
А также практически любой другой зву-
ковой девайс. К ега выходу подключа-
ются колонки В простом комплекте до-
машней аппаратуры усилитель может
находиться внутри активных колонок.
Эта удобнее тем, что в квартире мень-
ше проводов, а еще тем, чта встроен-
ный усилитель наверняка более-менее
согласован по характеристикам с дина-
миками, на которые он работает, при-
том па качеству он сравним с железом,
продающимся в виде отдельного блока.
(В жизни бывает всякое, но патологию
мы рассмотрим чуть позже. — П рим , а в -
тора.)
Характеристики, на которые следует
обратить внимание в первую очередь.
й номинальная мощность. О на долж-
на быть чуть меньше, чем у колонок, на
которые работает наш прибор. Напом-
ню, мощность зависит ат сопротивле-
ния нагрузки. Т.е. усилитель, выдающий
№ 46/321 15 ноября-22 ноября 2004
предыдущая страница 42 Мой Компьютер 2004 46 читать онлайн следующая страница 44 Мой Компьютер 2004 46 читать онлайн Домой Выключить/включить текст