электрических и м еханических п а рам етров. П одвиж ная
систем а начинает возбуждаться. П олучаем подъем ни з-
ких частот с повыш енными искаж ениям и. Р езонанс лег-
че всего об н а р уж и ть, подав сигнал с ге н е р а то р а сину-
соид. Когда попадете на нуж ную частоту, это слыш но
сразу.
Что делать с низкочастотны м резонансом ? Поместить
динам ик в правильный корпус. А правильный — это де-
ревянный или пластиковый? Закрытый или с ф азоинвер-
тором ? О корпусах поговорим отдельно и весьма под-
робно.
Какой м ощ ности достаточно дом аш нем у ю зеру?
М ощ ность бытовых колонок обычно измеряется в «пра-
вильных» ваттах стандарта 0114, послуживш их такж е о с-
новой для государственных стандартов советских времен
(ГОСТ),
либо в «неправильных» ваттах РМ РО . О ни меря-
ются очень странными процедурам и и часто означаю т
м ощ ность «со смертельным исходом», при которой физи-
чески разруш аю тся динамики. М ощ ность РМ РО может
составить 100 Вт и более даже для совсем карликовы х
активных колонок, которы е потребляю т 25 Вт от сети. Но
вы можете смело игнорировать это кажущ ееся наруш е-
ние закона сохранения энергии. После м едиа-ком пании,
в которой такж е поучаствовал Имеющ ий Уши, на упа -
ковке или в паспорте, как правило, указы ваются ном и-
нальная и максимальная долговременная мощ ность.
Н ачнем с простых фактов. Н ам следует учесть, что
■И уровень шума в обычном жилом помещ ении состав-
ляет 30.
..40 дБ, кром е тех случаев, когда окна выходят
на стройку или трассу трамвая;
■И самый тихий звук в ф онограмм е должен быть слы-
шен прим ерно на 20 дБ громче шумов помещ ения;
■И порог срабаты вания акустического реф лекса, когда
мышцы наруж ного уха начинаю т «компрессировать» звук
и сущ ественно добавлять в него искажения, составляет
79 дБ. Длительное воздействие сигнала с более высоким
уровнем приводит к развитию болезней слуха;
^ в музыке вполне допустимы уровни 100.
..1 10 дБ, ес-
ли это кратковрем енное, пиковое воздействие. 120 дБ —
это уж е болевой порог. 130 дБ — лучше ср а зу удалить
уши скальпелем. Все равно после та кого тяж кого испы-
тания толку от них мало. После пары часов при 140 дБ
хирургическое вмешательство излишне. Уши отваливаю т-
ся самостоятельно;
для типичной соврем енной ф онограммы разница
уровня между тихими и громкими фрагментами — 10.
..20 дБ,
для классической музыки и акустического джаза он обыч-
но больше. А для попсы, радикально «отмастеренной»
под радиоприем ник за 50 грн., она уверенно стремится
к нулю. Как и удовольствие от прослуш ивания такой фа-
неры на норм альном аппарате.
О тсю да, если опустить промежуточны е ариф метиче-
ские операции, получается, что музыку, в том числе и
крайне серьезную , и очень д райвовую , вполне м ож но
слушать с пиковым уровнем около 100 дБ. П а р а стацио-
нарных трехполосны х колонок со стандартным звуковым
давлением 90 дБ (обычно бывает чуть больше) при м ощ -
ности 100 Вт выдаст 102 дБ. С трого говоря, это очень
сильно зависит от помещ ения и, отчасти, от р асполож е-
ния колонок. О д н а ко мы говорим о правильном р а сп о -
ложении пары колонок в жилой ком нате площ адью о ко -
ло 20 м2 , в которой находится обычная мебель (вариант
м ногоканальной системы рассм отрим отдельно).
Но тогда уровень звука в соседней квартире за каче-
ственной кирпичной стеной составит прим ерно 60 дБ. В
панельном доме вашей культурной програм м ой сможет
насладиться целый подъезд. Значит, или слуш айте тиш е
(80-.
.90 дБ по пикам), или звукоизолируйтесь, или заве-
дите себе глухих соседей. Правда, глухие соседи могут
включать на полную мощ ность телевизор, а это о зн а ч а -
ет, что в паузах своего телесериала они услыш ат ваш
любимый рок или электронику, а вы на тихих ф рагментах
музыки — реплики из их лю бим ого «мыла» или концерта
звездунов эстрады. Так что дополнительная звукоизоля-
ция вполне м ож ет быть полезной.
О т того, что с концерта или дискотеки выходит народ
с заложенными уш ами, вряд ли ком у-то есть польза. К о-
нечно, слушать музыку громко — это cool, и любой cool boy
или cool girl, которы е любят колбаситься на cool party,
охотно это признаю т. Н о самые хитрые из ди-джеев обыч-
но стоят за пультом в науш никах. Когда у вас на танц-
полу 1
10 дБ, у него в «ушах» всего 90 дБ.
Более громкий звук становится более комфортным толь-
ко до определенного уровня. После того как вы заглу-
шили музыкой ф оновые шумы, у вас включается уже упо -
мянутый акустический рефлекс. Вслед за уш ами начина-
ет слегка «запирать» усилитель с колонкам и. А дольше
начиною т играть свою коварную роль отражения звука
в помещ ении. Если при низких уровнях р еверб ераци он-
ные помехи составляю т - 3 0 дБ от уровня полезного сиг-
нала, то при высоких — все те же - 3 0 дБ. Уменьшить их
м ож но, только переставив колонки или акустически за -
глушив ряд отраж аю щ их поверхностей. Здесь мы снова
о б ращ аем внимание читателей на акустику помещ ения
прослуш ивания.
Конечно, м ож но иногда бывать на концертах и вече-
ринках. М ож но и дома завести пару дисков на больш ой
гром кости. Если музыка приятна лично для вас, это ско -
рее полезно. Вредно слушать то, что слушать совсем не
хочется. О д нако, как говаривал великий и ужасный О з -
зи О сб о р н — а лет 30 назад был он воистину и велик, и
уж асен, кто хочет гром кого звука, пусть идет на лесопил-
ку. Его завет остается актуальным и для современных му-
зыкантов. Если вы хотите, чтобы громкий звук нес эм о-
циональную нагрузку или хотя бы просто ф изиологиче-
ски «впирал», его нуж но иногда чередовать с тихим.
Вспомним слова другого выдающ егося героя культу-
ры — Козьмы П руткова: «Если у тебя есть ф онтан, заткни
его: дай отдохнуть и фонтану». Будем считать, что я внял.
И отправился затыкать ф онтан. Чтобы открыть его в сле-
дующ ей части этих зам еток.
предыдущая страница 43 Мой Компьютер 2004 44 читать онлайн следующая страница 45 Мой Компьютер 2004 44 читать онлайн Домой Выключить/включить текст