Лю бите
колонке
-
есеючник
сауеда
р р ^
Виктор В. ПУШКАР
Имеющий правильные колонки
да поимеет все, что нужно иметь вместе с колонками. Имеющий не
очень правильные — да заменит их со временем на девайсы получше. Да встретят желающие нахально
поиметь потребителя звуковой аппаратуры со стороны оного достойное сопротивление. И да помогут
потребителю наши многосерийные заметки. В основном носящие весьма серьезный характер.
И
ногда, включая утром древню ю заводную рок-музы -
ку, или включая вечером вполне соврем енную элек-
тронику, я вспоминаю о том, что слуш аю ее на зву-
ковом аппарате определенной конф игурации и с о п -
ределенными техническими характеристикам и. Также име-
ет больш ое значение, каким об разом этот самый аппарат
поставлен. Чтобы было удобно загружать в «шахту» ком-
пакт-диски и крутить ручку громкости на усилке. Чтобы в
большей части обитаем ого пространства комнаты ноблю -
дался нормальный пространственный эффект; если не м но-
гоканальный 0о1Ьу, то хотя бы стереоаппаратура пусть от-
рабатывает честно. И при всех этих маленьких радостях
пусть в ком нате после установки колонок и прочего оста-
нется достаточно места для хозяина и его гостей.
Но это — мой собственный комплект железа, со б р а н -
ный с учетом личного вкуса. Часть девайсов приобрете-
на м ного лет назад. Что бы делал автор этих зам еток, ес-
ли бы стал собирать домаш ний звуковой аппарат, к при-
меру, завтра утром? Что м ож но посоветовать людям, у
которых чуть больш е (или меньше) денег, у которых слег-
ка (или очень сильно) отличается на б о р любимых запи-
сей? П опробую дать ряд самых общ их рекомендаций. Что-
бы вместо странных ф раз, напоминаю щ их о разговорни-
ке «Язык Заграницы для персонаж ей с большими м еш ка-
ми», вы могли задать продавцу ряд грамотных вопросов
по существу. А дальше — разобраться самостоятельно,
что нужно именно вам. И насколько сильно о но нужно.
Для начала — самая элементарная теория. В д иапа-
зоне прим ерно от ш кольной физики до основ электро-
акустики и психоакустики. П остараю сь применять помень-
ше специальных терм инов, а которы е прим еню — тут же
и расш иф рую . Для тех, кому основная история покаж ет-
ся слиш ком элем ентарной, в тексте скрываются па р ал -
лельные ей Уголки М аньяка. «О тож адайте зручненько,
та слухайте уваж ненько» (с) Дщ П анас, 19хх.
Динамик и
т
мощность
Д инамический гром коговоритель, он же динамик, р а -
ботает по очень простом у принципу. У нас есть постоян-
ный магнит из специального сплава, вдоль ко то р о го под
действием перем енного напряжения движется катуш ка
проволоки. Условно примем направление движения «впе-
ред» за то состояние, когда уровень сигнала нарастает,
и «назад» — когда убывает. К катуш ке крепится диффу-
зор. Если смотреть строго спереди, он круглый, а если
под различными углами — увидим гиперболоид, полусф е-
ру, либо ещ е какую -нибудь криволинейную поверхность.
Так диффузор и гоняет воздух туда-сю да, пока на дина-
мик подаю т напряжение.
В ообщ е, деталей в динамике больш е, но эти три — о с-
новные. Н ачинаю щ ем у ю зеру полезно знать, что от по-
вы ш енного напряжения катуш ка м ож ет сгореть, а диф-
ф узор — порваться. Постоянны е магниты имеют дурное
свойство «рисовать» цветные пятна на Э Л Т-м ониторах и
телевизорах, а при сильном ударе, либо же в поле дру-
гого магнита их свойство частично ослабеваю т.
О сновны е характеристики динамика:
■И м о щ н о сть,
при подаче которой обеспечивается у р о -
вень искаж ений в заданных пределах, называется ном и-
нальной.
М а к с и м а ль н о й д о л го в р е м е н н о й
назы ваю т м ощ -
ность, которую динамик выдержит в течение нескольких
часов без механических и электрических повреждений.
М а к с и м а ль н о й п и к о в о й
назы ваю т допустимую мощ ность
кратковрем енны х вы бросов сигнала длительностью в па -
ру миллисекунд и меньше;
V
ста н д а р тн о е звуково е да вле ни е.
Давление, которое
создает динамик на расстоянии 1
м вдоль своей оси при
подаче 1 Вт электрической мощ ности. Динамики для ста-
ционарных колонок создаю т давление В5.
..95 дБ. Впрочем,
«громкий» и при этом достаточно дешевый девайс может
выдать почти 110 дБ. Тогда зачем вообщ е нужны динами-
ки с давлением 90 дБ? — спросит озадаченный юзер. Чтоб
лучше обстояли дела с низкими частотами и уровнем ис-
кажений. Почему так получается, мы поговорим позже;
V
н о м и н альн о е со п р о ти в ле н и е .
О т него зависит, на-
сколько динамик может норм ально работать с конкретной
моделью усилителя. Есть усилки, которые требую т только
8- или 16-омных динамиков, а при меньшем сопротивле-
нии работаю т нестабильно и сильно искаж аю т низкие час-
тоты. О бщ ее правило: при увеличении сопротивления ди-
нам ика в 2 раза мы получаем уменьшение мощ ности поч-
ти вдвое. Зато правильнее передается «низ». И наоборот.
Н екоторые усилители спокойно выдерживают работу с на-
грузкой 2 Ом. Получается гром ко, но грязно.
всеукраинскии
конкурс
'
С правилами конкурса
«Есть идея!»
можно ознакомиться
на сайтах
ИД
«М ой компьютер»
• Интернет-ресурса
«Компостер»
1к. Вход в уголок маиьяка
Кстати, сопротивление динам ика зависит от частоты.
В случае катуш ек индуктивности и конденсаторов общ е-
известный за ко н О м а работает нем ного иначе, посколь-
ку на катуш ке ток отстает от напряжения по фазе, а на
емкости — опереж ает напряжение. П оэтом у сопротивле-
ния этих элементов складываются векторно. А кром е элек-
трических парам етров здесь нужно учесть еще м ехани-
ческие. Кто серьезно интересуется электроакустикой, чи-
тайте специальную литературу. О бы чном у ю зеру доста-
точно знать, что на «низких» у динам ика есть резонанс.
Ж Выход из уголка маньяка
(при выходе сдвиньте ф азу на место!!!)
Ч а с т о т у р е з о н а н с а
мы упом янем об язательно. На
этой частоте происходит ха р а кте р н о е взаим одействие
№ 44/319 01 ноября-08 ноября 2004
предыдущая страница 42 Мой Компьютер 2004 44 читать онлайн следующая страница 44 Мой Компьютер 2004 44 читать онлайн Домой Выключить/включить текст