Step by step
Открываем
3D
Г
Марина и Сергей БОНДАРЕНКО
http://ww w.3dpix.nj
Моделирование на основе сплайнов очень часто используется
разработчиками трехмерной графики в самых разнообразных
сложных проектах. Поскольку в основе каждой трехмерной
поверхности лежит сетчатая оболочка, моделирование при помощи
трехмерных кривых позволяет имитировать любую форму объекта.
Вместе с тем сплайновые объекты могут выступать в роли
вспомогательных инструментов для описания геометрии тела.
Рассмотрим простой пример использования техники сплайнового
моделирования для создания несложной модели консервного ножа
или, попросту говоря, открывачки.
Д
ля начала представим себе откры-
вачку (или, еще лучше, принесем ее
из кухни и внимательно рассмотрим).
Мы увидим, что она состоит из че-
тырех элементов — самого ножа, руко-
ятки и еще двух, названия для которых
нам придумать не удалось ©. Каждый из
этих элементов мы создадим при помо-
щи сплайнов.
Первый элемент представляет собой
два несимметричных крюка, направленных
друг к другу. Для его создания переключи-
тесь в окно проекции Тор (так будет удоб-
нее рисовать) и с помощью инструмента
Line попробуйте несколькими щелчками
мыши создать кривую такой формы, как
на рис. 1. Для доступа к этому инструмен-
ту необходимо перейти в категорию Shapes
Рис.1
на вкладке Croate командной панели. О б-
ратите внимание, что нужно создать замк-
нутый сплайн. Это значит, что последняя
вершина кривой должна совпасть с на-
чальной. Для этого при создании сплайна
необходимо сделать последний щелчок мы-
ши по первой вершине, после чего в ок-
не Spline утвердительно ответить на во-
прос, замкнуть ли сплайн (C lose spline)
Результат, который вы при этом полу-
чите, будет далек от идеального. Причина
такой «неудачи» кроется в том, что тре-
буемая форма кривой имеет различные
типы излома в точках изгиба. Так, на пред-
полагаемых остриях крюков излом должен
быть линейным, а во всех других точках —
плавным. Чтобы исправить ситуацию, не-
обходимо вручную установить тип излома
в каждой точке.
Для этого выделите объект в окне про-
екции Тор, после чего перейдите на вклад-
ку M odify командной панели. Раскройте
строчку Line в стеке модификаторов (Mod-
ifier Stock), щелкнув по пиктограмме в ви-
де плюса. Переключитесь в режим редак-
тирования вершин (Vertex). Выделите одну
или несколько вершин, в которых вам не-
обходимо изменить характер излома. Для
выделения нескольких вершин нажмите и
удерживайте клавишу CTRL.
Для изменения характера излома вы-
деленных вершин щелкните правой кноп-
кой мыши в окне проекции и в контекст-
ном меню выберите требуемый тип изло-
ма, например, Sm ooth (Сглаженный). Тип
излома Corner должен присутствовать толь-
ко на тех вершинах, которые расположе-
ны на торцах консервного ножа, осталь-
ные вершины должны иметь характер из-
лома S m ooth или Bezier C orner. Для улуч-
шения формы сплайна для некоторых вер-
шин нужно будет не только изменить ха-
рактер излома, но и переместить их.
Теперь необходимо произвести опера-
цию выдавливания (Extrude). После исполь-
зования одноименного модификатора бу-
дет создана трехмерная поверхность с се-
чением созданного сплайна. Выделите объ-
ект в окне проекции, перейдите на вклад-
ку M odify командной панели, раскройте
список M odifier List и выберите в нем мо-
дификатор Extrude.
В настройках модификатора укажите
следующие
значения
параметров:
A m ount — 4.5, Segm ents — 3. В группе на-
строек Output настроек модификатора для
выходного объекта выберите тип M esh.
Чтобы объект стол сплошным, в группе на-
строек Capping установите флажки С а р
S tart (Замкнутая поверхность в начале) и
C ap End (Замкнутая поверхность в конце).
После этого объект примет вид, как на
рис. 2. Наш нож готов.
Рис.2
Приступим к созданию второго элемен-
та открывачки. Для этого перейдите в ок-
но проекции Left и создайте еще один объ-
ект Line такой формы, как показано на
рис. 3. В случае необходимости измените
характер излома вершин так, как это опи-
сано выше.
При моделировании объектов посред-
ством трехмерных кривых часто бывает не-
обходимо выровнять какую-нибудь точку
сплайна. Делается это аналогично тому,
как происходит выравнивание трехмерных
объектов. В нашем случае необходимо вы-
ровнять крайние вершины кривой таким
образом, чтобы они располагались по од-
Рис.З
ной координцте Y. "Для этого перейдите на
вкладку M odify командной панели. Рас-
кройте строчку Line в стеке модификато-
ров, щелкнув по пиктограмме в виде плю-
са. Переключитесь в режим редактирова-
ния вершин (Vertex). Для реализации опе-
рации выравнивания выделите крайнюю
вершину, выполните команду Tools > Align
или воспользуйтесь сочетанием клавиш
A lt+ A При этом курсор изменит форму.
Теперь щелкните в любом месте кривой и
в окне Align Selection укажите, по какому
принципу будет происходить операция вы-
равнивания. Обратите внимание, что груп-
па настроек C urrent O b je c t буке т неактив-
на. Это объясняется тем, что вершина, ко-
торая в донном случае является объектом,
подвергающимся выравниванию, — это ус-
ловный объект, не имеющий геометриче-
ских размеров. Поэтому указать его па-
раметры нельзя. Теперь в окне Align Se-
lection установите флажок напротив опции
Y Position, установите переключатель Tar-
get Object в положение M inim um и нажми-
те кнопку ОК.
На следующем этапе необходимо соз-
дать зеркальную копию созданного сплай-
на и совместить трехмерную кривую с ее
отображенной копией. Для этого перейди-
те но вкладку M odify командной панели.
Раскройте строчку Line в стеке модифика-
торов, щелкнув по пиктограмме в виде плю-
са. Переключитесь в режим редактирова-
ния Spline.
В свитке настроек Geometry установи-
те флажки С ору и A u to m atic W elding (Ав-
томатическое соединение). Выберите ва-
риант M irro r V ertically и нажмите кнопку
M irror. Вы получите зеркальную копию
сплайна, которую нужно переместить та-
43/31
8
25
о к т я б р я
-01
н о я б р я
2004
предыдущая страница 32 Мой Компьютер 2004 43 читать онлайн следующая страница 34 Мой Компьютер 2004 43 читать онлайн Домой Выключить/включить текст