Вибрируем
положительно
В поискан Roots
Ч
то такое народная м узыка? Э то ко-
гда все музыканты выходят на сцену
в традиционных одеждах? Когда они
играют и пою т в точности, как 100
лет назад? Когда песню знает почти ка-
ждый, а автора — практически никто?
Костюмы как признак народности от-
брасы ваем сразу. П оскольку они могут
быть и просто имиджем, и частью шоу,
рассчи танного в основном на туристов.
100 лет н азад — точка отсчета очень
условная. Вм есто ста м ож ет быть 3 0 0
или 6 0 0 лет; как и что играли тогда, мы
можем знать наверняка только в отдель-
ных случаях, а чащ е приблизительно до-
гадываемся и условно реконструируем .
О стави м третий вари ант ответа, но сде-
лаем поправку. С тр а н а долж на знать
своих героев. К ак небольш ой о стр ов
Ям айка знает
Боба М арлея.
Ученые д о-
казали (опять эти вездесущ ие аноним -
ные ученые), что в каж дом городе, где
его песни слуш ает хотя бы один чело-
век, климат становится б олее теплым и
влажным © .
Да, о М ар л е е уже м ного написано,
однако с кого ещ е начать р ассказ о му-
зыке реггей и д а б ? Н ачи наю щ и м лю б и -
телям советую посетить сай т с простым
адресом
О п ы т-
ные любители там наверняка уже побы -
вали. Если вы ищ ете корни карибской
музыки — вот они. П ервы й альбом М а р -
лея с группой
the Wailers
Catch A Fire
ближе всего к «народной» разновидно-
сти реггея, назы ваем ой
Roots
(читается
«руте», англ, «корни»). О н за п и с ан в
1972 году под чутким руководством
Л и
«С кретч» Перри.
О с о б о зам ороченны е фаны знаю т,
что в ям айском издании бы ло на две
песни больш е, чем в британском (1974),
и совсем другой порядок вещей; а на
приличном звуковом а п п ар а те м ож но
заметить больш ую разницу в альбом -
ном саунде. Н о больш инству лю бите-
лей достаточно того, что там есть пес-
ни Concrete Jungle, Stir It Up, Kinky R e g-
gae.
С тар ы й добры й реггей тридцать лет
назад был почти таким, каким мы его
знаем сейчас. И саунд, который с м а -
стерил для настоящ ей народной музы-
ки П ерри, го р азд о п р о щ е испортить,
чем усоверш енствовать. В начале 70-х
он р аб о тал практически со всеми хоть
сколько-нибудь выдающ имися ямайски-
ми музыкантами. О че нь интересные ве-
щи, пожалуй, зани м аю щ и е второе м е-
сто в ямайских хитах всех времен после
М ар л е я, были зап и сан ы Ли П е р р и с
группой
Upsetters
К рутс-реггей м ож но отнести попу-
лярные в начале 80-х, но практически
забы ты е
Commodores
и
Misty in Roots
Или до сих п о р популярных, а потом у
вновь собравш ихся
U B -4 0 (http//www.
ub40-dep.com).
Хотя в составе британской
Виктор В. ПУШКАР
«коренной» группы вместе с ур ож енц а-
ми К ар и б ов играли белые музыканты,
на ливерпульский брит-поп (или м анче-
стерский хеви-метал © эти записи по-
ходят очень мало. Их лучшие альбомы —
Present Arms
и
Rat In The Kitchen.
Явные следы увлечения реггей и д аб
м ож но услыш ать у
Clash, Police, Adam
и
the Ants
Н о это уже бы ла реакция на
интересную, приятную, однако чужую эт-
ническую музыку. Вы слы ш али песню
I Shot the Shérif в версии
Эрика
Клал го-
н а? П ри всем уважении к больш ому блю-
зовом у гитаристу, о н а меня зд орово н а-
смешила.
Энди Саммерс
(Police) или
Мар-
ко Пиррони
(the Ants) приспособили ямай-
ские гитарные рифы к своим вполне «бе-
лым» партиям куда более аккуратно.
Монарх уолжен быть уалеким
и сиравеуливым
Что о зн ач ае т столь часто встречаю -
щееся в текстах М ар л ея слово
Rasta-
fari?
Во-первых, это религия, впервые
получивш ая распространен и е на Ям ай-
ке. П ервы м и наи более известным ве-
роучителем был проповедовавш ий б о -
лее 100 лет н азад в Кингстоне
Маркус
Гарви.
Во-вторых, это один из оф ици-
альных титулов им ператоров Эф иопии.
Ras Tafari озн ачае т «правитель, котор о-
го долж но убояться» (т.е правитель, о б -
лад аю щ и й добродетелям и и в н уш аю -
щий страх греш никам — пусть настоя-
щ ие растам аны поправят если о ш и б а -
юсь или упрощ аю ).
Хайле Селассие I,
225-й им ператор
своей династии, полный титул которого
включал и «Ц аря Царей», и «П о б е д о -
носного Л ьва Иудейского племени», а
среди предков (согласно оф ициальной
версии) были упом инавш иеся в Библии
царь Д авид и царь С ол ом он, придер-
живался христианской веры. Н о эти п р о -
тиворечивые факты м ало смущ али р а с -
таманов, если вообщ е смущали. П ри слу-
чае прочтите
И
убедитесь:
http://debate.
uvm.edu/thurntonl l-98.html.
Теперь
нам становится яснее, о чем по-
ется в песне
Iron Lion Zion.
А з а -
од но откуда появился топоним
Zion (Сион) в не совсем р а с та -
м анском фильме «М атр иц а» © .
О д н а к о наш лись грешники,
свободные о т страха по отнош е-
нию к Его Величеству. И м ператор
был свергнут группой младш их
офицеров, которые заявили о сво-
ем намерении строить в Эф иопии
социализм. Насколько мне извест-
но, успех этого предприятия был
весьма скромным. Хотя граж да-
нам Эф иопии (и отделившейся от
нее Эритреи) виднее.
..
Bub me crazy
Ещ е р аз подчеркнем наш е уваж ение
к корням и нар од ном у искусству, о д н а-
ко примем во внимание, что всякая м у-
зыка постепенно развивается. Д о появ-
ления групп, играю щ их реггей, на Ям ай-
ке были наи более популярны эстрадные
биг-бенды. А что было после? Если пи-
сать совсем м иним ально, д о с тато ч н о
всего трех букв.
даб.
О че нь коротко ис-
тория этого направления излож ена по
ад р есу
Forest/ Meadow/8887.
Для тех, кто хочет узнать о дабе боль-
ше. Уж е упом инавш ийся Л и «Скретч»
П е р р и (Lee 'Scratch ' Perry) в свободное
от записи народной музыки реггей вре-
мя любил развлекаться наложением зву-
ка на катуш ечны х м агнитоф онах, вы-
страивать радикальные эффекты на лен-
точных и пружинных р е ве р б е р ато р ах и
даж е окуривать магнитную ленту одним
из часто встречаю щ ихся на ямайских
огородах растений. Конечно, здесь име-
ется в виду крепкий таб ак-сам о сад © .
Н а страницах М К однажды цитирова-
лись безум ные беседы С кретча с ж ур-
налистами. О чень похож ие на пропу-
щ енные через убитый а п п ар а т для н а-
резки м агнитной ленты.
Известные песни
Moses, Train Num-
ber One, Police and Thiefs
сущ ествую т в
самых разны х миксах. А если вы послу-
ш аете д об овую версию Train N um ber
O ne, внимательно следите, чтобы ваш а
крыш а не уехала в вагоне-лю кс этого
сам о го «первого поезда». И з ранних
альбом ов П е р р и б ол ее всего реком ен-
дую
Revolution Dub
(1975). Д а и бол ее
поздние тож е м ож ете послуш ать.
О т р е вол ю ци он н ой тем атики сно ва
вернем ся к м онархической.
http://www.
princefari.com
— w e b -с тр а н и ц а
Prince
Far I,
р а н е е известного как
Prince C ry
C ry a.k.a C ry C ry
(просьб а отличать о т
артиста, р ан ее известного кок Prince —
просто Prince). Вокальная м анер а Prince
Far I — н е что сре д н е е
меж ду соб стве н н о пени-
ем и рэперским ре чи та-
тивом
П е р в а я запись а р ти -
ста
(Psalms For I) —
н ал о -
жение голоса на тексты
из Библии. Н о попал в хи-
ты только следующий аль-
бом —
Under Heavy Man-
ners
(1976), что очень при-
близительно м ож но пере-
вести как «Тяжелое пове-
дение» © . Вот настоящ ая
классика даба! Известный
проект
Cry Tuff Dub En-
counter
вышел в четырех
I
№42/317 18 октября-25 октября 2004
предыдущая страница 42 Мой Компьютер 2004 42 читать онлайн следующая страница 44 Мой Компьютер 2004 42 читать онлайн Домой Выключить/включить текст