Б ы т
и
б ы т и е
о д н о й
O S
г
Сергей БУРАЧЕК (BUR)
Помнится, печаталась как-то в М К статья уважаемого Сергея Еюлашова
«ОСевая проблема» (см. М К, № 1 5 (186)1 Статья полезная в плане
получения общей информации об особенностях различных ОС, но один
раздел заинтересовал меня особенно, там где говорилось о BeOS. Об
этой операционной системе, собственно, и пойдет речь в данной статье.
В
принципе, с этой системой я
встречался и ранее в пору своего
чойничества.
А теперь
решил
вспомнить былые времена и взял у
приятеля
валявшийся
без
дела
дистрибутив BeOS 5 Personal Edition.
Установил.
.. и через 5 минут глубоко
разочаровался. Э, да это для ламеров!
Где мои файлы конфигурации? Где
десятки настроек?! Где сотни программ?
Не-ет, определенно не Линукс. И снес.
Но совсем недавно, блуждая по Сети, наб-
рел случайно на сайт http://www.qube.ru, це-
ликом посвященный BeOS, и с мыслью:
«Ну-ну, сейчос они эту рухлядь хвалить
начнут», — кликнул на первую попавшу-
юся статью. Скажу по секрету, я очень не
люблю менять свои убеждения, но если
меняю, то сразу очень кардинально. Так
случилось и на этот раз. Уже через 5 ми-
нут чтения мне вновь захотелось увидеть
BeOS на своем компе. Так у меня посе-
лилась четвертая О С ©.
Так что же можно сказать об этой сис-
теме, кроме общеизвестного — мульти-
медийная ОС? Давайте начнем с исто-
рии создания. К середине 90-х прошло-
го столетия мощность персональных
компьютеров возросла ностолько, что
уже можно было говорить о более или
менее полноценной работе с мультиме-
дийными данными — высококачественной
графикой и видео, что ранее было уде-
лом исключительно мощных многопро-
цессорных графических станций. Но ос-
тавалась проблема программного обес-
печения: практически ни одна из сущест-
вующих на тот момент опероционных сис-
тем не обладала всеми необходимыми
для мультимедиа свойствами. Была, ко-
нечно, MacOS, но количество рабочих
станций Apple оставалось мизерным. Ед-
ва появившаяся на свет Windows 95, не-
сомненно, стала прорывом для Microsoft,
но из-за не совсем удачной архитекту-
ры, плохо реализованной многозадач-
ности и ограничений, накладываемых фай-
ловой системой FAT, на роль мультиме-
дийной системы не годилась. Windows NT,
более удачная по части многозадачнос-
ти и стабильности, изначально позицио-
нировалась как система для работы в се-
тях предприятий. Linux в то время пере-
живал безмятежную пору детство ©.
В 1996 году небольшая фирма Be Inc.
ночала поставки компьютеров ВеВОХ,
предназначенных именно для профессио-
нальной работы с графикой и мультиме-
диа. Эти продукты вобрали в себя все луч-
шие достижения технологии в данном нап-
равлении: 2 процессора PowerPC, боль-
шой объем ОЗУ и по тем временам прос-
то гигантский (в смысле размера ©) жест-
кий диск. Но наиболее выдающимся ком-
понентом было принципиально новая
О С — BeOS. В чем же заключалось ее
революционность?
Во-первых, в подходе к программиро-
ванию. Разработчики с самого начала ру-
ководствовались идеями максимального
качества и простоты. В самом деле, если
удел системы — рабочие станции, то за-
чем ей многопользовательский принцип
UNIX? Если ОС создается для роботы с
мультимедиа, то не лучше ли включить раз-
личные звуковые и видеокодеки в виде мо-
дулей изначольно? И зачем в этом случае
текстовый режим монитора? В результа-
те О С получилась предельно небольшой
по размерам (за счет исключения лишних
библиотек и компонентов), быстрой, неп-
рожорливой и надежной. Немаловажный
фактор: размер программ для BeOS на
порядок меньше, чем для Windows или
UNIX — при равной функциональности.
Далее — файловая система. Если пред-
полагается работа с видео и звуком, зно-
чит, нужно обеспечить возможность ра-
боты с большими файлами. В FAT32 нак-
ладывается ограничение на размер фай-
ла в 2 Гб. В BFS (Be File System) предус-
мотрена возможность создания файлов
объемом до десятков ТЕРАБАЙТ! Из UNIX
был взят принцип иерархической структу-
ры ФС и монтирования дисков (описание
и сравнение с другими принципами см. в
статье В.Ш табовенко «Лезвие бритвы О к-
кама», М К, № 28 (199)).
Следующей важной особенностью ОС
является многозадачность. Понятно, что
при роботе с потокоми аудио- или виде-
оинформации в реальном времени на-
дежность и бесперебойность каждого про-
цесса при максимальной нагрузке опре-
деляет все. Поэтому при реализации это-
го момента создатели BeOS наследова-
ли все тот же UNIX (могу сказать, это у
них получилось). Конечно, оптимальным
вариантом для такого типа работы явля-
ется мультипроцессорная конфигурация
(BeOS, не нуждаясь в настройке, работа-
ет даже с восемью процессорами), но и
ресурсы одного, даже не очень мощного
процессора, будут распределены разум-
но и надежно.
Но вернемся к истории. Через неко-
торое время руководство Be Inc. приш-
ло к выводу, что значительно выгоднее
распространять BeOS, так сказать, «в
розницу» для обычных ПК. Тем более что
изначально созданную для Арріе'овской
архитектуры BeOS быстро и безболез-
ненно удалось портировать для Intel. Так
что третий релиз вышел сразу для PC и
Мае. А потом был значительно улучшен-
ный Release 4, 4 .5 и, наконец, послед-
ний Release 5. Чтобы привлечь новых
пользователей (ведь до этого BeOS по-
купали в основном дизайнерские студии),
Be Inc. выпускает параллельно с коммер-
ческим BeOS 5 Pro бесплатный BeOS 5
Personal Edition. Последний облодает не-
которыми ограничениями и особеннос-
тями, например, возможностью установ-
ки только в фойл под Windows. Но при
этом разработчики оставили «лазейку»,
благодаря которой получится не только
установить Personal Edition на «родной»
дисковый раздел, но и сделоть инстал-
ляционный диск для установки на «чис-
тую» (в смысле, не зараженную Виндов-
сом ©) машину.
Итак, подведем итоги. Чем может прив-
лечь BeOS домашнего пользователя? Во-
первых, для любителей покопаться в чем-
то новеньком, не ставя при этом под уг-
розу винчестер, это просто находка! Во-
вторых, простота установки и настрой-
ки — вот уж действительно «ОС для до-
18/241
5
м а я
-1 2
м а я
2003
предыдущая страница 31 Мой Компьютер 2003 18 читать онлайн следующая страница 33 Мой Компьютер 2003 18 читать онлайн Домой Выключить/включить текст