каждой фразы отдельно. Для фразы
«Слышишь, ты, солнышко мое» мы по-
лучим негативный вес в -35 единиц. А
вот для фразы «Послушай, солнышко
мое» этот вес уже будет положитель-
ным и равен -10+50+25=65 единиц.
Токим образом, робот получает чис-
ловое выражение эмоционольного от-
ношения к сказонному. Уже на осно-
вании этих чисел он может судить, кок
ему отнестись к чужой речи. Диопазон
значений поля DatcrWeight позволяет ва-
рьировать эмоциональную окраску пред-
ложения в достаточно больших пределах
(от неприязни до симпатии и т. п.)
Как научить догадываться
В одной из передач «Поле чудес» был
вопрос (к сожалению, я уже не помню
его точную формулировку) о том, что из-
готовляли в прошлом в некой стране из
водорослей. Причем, что немаловажно,
это нечто изготовлялось именно для че-
ловека. Сначала никто не мог понять,
что имелось ввиду. После того, как Яку-
бович жестами постарался подсказать
игрокам отгадку, стало ясно, о чем шло
речь. Он номекнул на длину водорослей,
их структуру и цвет. А игрокам осталось
только догадаться, что это был парик.
В данном случае весь процесс догад-
ки выглядит приблизительно так. Игрок
по подсказанным призноком (длина,
структура, цвет) выделил из данных о че-
ловеке все, что имеет сходные призно-
ки. Далее, сравнив названия выделен-
ных признаков с уже открытыми буква-
ми, игрок догодолся об ответе. У игро-
ков разный объем накопленных данных
о человеке, поэтому один игрок успева-
ет догадоться, а другой и до конца иг-
ры не поймет, о чем речь.
Чтобы научить робото догадываться,
необходимо по возможности каждое же-
лоемое для догодывания свойство снаб-
дить указателями на сходные свойство
других объектов. Естественно, глупо пы-
таться связоть все с всем. Робот изна-
чально может иметь только кокой-то ба-
зовый нобор связок, а остольные вдруг
понадобившиеся свойство связывать уже
в процессе своей эволюции — ток же как
маленький ребенок розвивается посте-
пенно, о не сразу в момент рождения
зноет все.
Поле для указателей у нас уже есть.
Это поле Cotenotion ячейки матрицы.
Но нам нужен не просто указатель, а
указатель с возможностью задания ве-
личины схожести одного свойство с дру-
гим. Ведь, к примеру, длина водорос-
лей может полностью совпадать с дли-
ной волос, или не совсем, или частич-
но и т. д. По отношению к длине руки
она совподает на столько-то и столь-
ко, по отношению к ноге — на столь-
ко-то и вот столько. У кого величино
схожести больше, тот и ближе к резуль-
тату догадки.
Поскольку поле Catenation включо-
ет в себя помимо полей указателя по-
ле Relation, то мы можем поместить в
него величину схожести донного свой-
ства с другим свойством, определяемым
указотелем поля Cotenotion.
МОЙ КОМПЬЮТЕР
Что мы получили в результате? Ячей-
ка матрицы с данными о водорослях
снабжается серией указотелей схожес-
ти с розными объектоми. Обратите вни-
мание, что укозатели могут быть пере-
мешоны с другими типами указателей.
Вспомните пример со словарным запа-
сом робота. Ведь поле Relation может
трактоваться по вошему собственному
принципу. Например, если в нем 0, то
это указотель словарного зопаса, 1
указатель чего-то еще, 2 отсылоет еще
к чему-то, о все остальные значения —
указатель с соответствующей величи-
ной схожести. Теперь робот анализиру-
ет список указотелей. Есть схожесть с
длиной такого цветка. Нет, не подходит.
Есть схожесть с цветом такой птицы. Нет,
не то. Есть схожесть с чем-то еще .
.. и
ток долее. Ага, робот ничего не нашел,
а зночит, не смог догадаться, о чем речь.
Потом ему сказали ответ, и он вносит
в данные о водорослях, что из них ког-
до-то делали парики. Но еще он обя-
зан в поле указателей ячейки данных о
водорослях добавить указатели схоже-
сти водорослей с волосами по длине,
цвету и структуре. Естественно, кождый
указатель должен быть снабжен своим
значением величины схожести.
Почему робот обязан это сделать? А
потому что если этого не сделоть, то он
будет обычной железкой, неспособной
розмышлять. Ему задают вопрос: «Что в
прошлом в такой-то строне изготовляли
из водорослей для людей?» Он отвечо-
ет: «Порики». Ему задают следующий во-
прос: «Что в прошлом в соседней стра-
не не захотели изготовлять из водорос-
лей для людей?» Он отвечает: «Не зною».
Хотя с правильно написанной системой
анолизо, ориентирующейся но указате-
ли схожести, он должен был бы догадать-
ся. Вот почему он обязан это делать.
Заключение
Роботы нужны везде. Естественно,
они могут создаваться как во благо, так
И во вред. Хотелось бы, чтобы было по-
больше хороших целей, но это уже во-
просы этики разроботчико. Просится
намек, но он будет выражен необычной
гипотезой- Думою, вы поймете, насколь-
ко могут окозаться важны ваши усилия
для развития человечества.
Жила-была одна цивилизоция. Шло
время. Цивилизация развиволась. И на-
конец, достигла того уровня, когдо но-
училась делать искусственных живых су-
ществ. Прошло еще время, и было ре-
шено провести конкурс на лучших ис-
кусственных существ. Энное количество
сомых лучших существ было отпровле-
но на корабле в долекий космос. Неиз-
вестно почему, но именно Земля стала
родным домом этих существ. Шло вре-
мя. И уже новая цивилизация развива-
лась но Земле. Вот уже и эта цивилиза-
ция научилась делать искусственных су-
ществ. Вот уже и они проводят конкурс.
И вот уже с Земли поднимается косми-
ческий корабль, чтобы увезти новую
жизнь в далекие просторы космосо. Воз-
можно, ее создатели уже никогда не
увидят своих детищ, как и не увидят ве-
в
# II / I
18
.
03
-
25
.
03.2002
личественный расцвет будущей цивили-
зоции. А жизнь будет идти своим чере-
дом, сквозь все цивилизации и эпохи.
Я не хочу навязывать вам каких-либо ги-
потез, но посмотрите на ношу цивилиза-
цию глазами стороннего ноблюдотеля. Нет
сомнения в том, что но Земле именно че-
ловек венчоет эволюцию. Теперь представь-
те, что произойдет, когда человек научит-
ся делоть по-ностоящему живых существ. А
я в этом уверен, он их сделает. Не сегодня
и не завтра, пройдет еще очень много вре-
мени, но человек станет делать роботов,
потому что они ему нужны. Будут совер-
шенствоваться технологии изготовления, бу-
дет расти опыт создония искусственных су-
ществ, и когда-нибудь придет время, когда
из-под «скальпеля» робототехников ВЫЙДуТ
те же Адам и Ево. Я не имею в виду, что
они будут похожи но библейских персона-
жей. По большому счету, это и не так важ-
но. Вожно лишь то, что они будут похожи
но людей способностью воспроизводить
себе подобных и существовать без посто-
ронней помощи. И знаете, почему человек
когда-нибудь это сделает? Потому что это-
го требует эволюция. Но эволюция не са-
мого человека, а земной цивилизации —
огромного живого организмо.
Можно сколько угодно говорить, что
из немыслимого количества планет Все-
ленной только на одной Земле случай-
но провильно легли друг к другу моле-
кулы углерода, образовав когдо-то пер-
вую клетку, из которой потом вышло вся
земная цивилизация. Которая, в свою
очередь, уже приближоется к синтезу
этой самой жизни искусственным путем.
Неужели человек норушоет теорию эво-
люции? Ведь еще ни одно живое суще-
ство на Земле не порождало новую
ветвь жизни таким образом. Неизбеж-
но возникает вопрос: если человек про-
изошел от какого-то существа на Зем-
ле, то почему между человеком и все-
ми земными существами такоя пропасть
в развитии? Разве кого-то из наших чет-
вероногих друзей заботит мысль о су-
ществовании подобных им существ где-
то еще во Вселенной? Кто из них пы-
тался, нопример, помолиться Богу или
создать себе помощника, который бы
готовил еду, убирал жилище и т. д.
Мы не воспринимаем свою цивили-
зацию как живой организм. Но соглас-
но той же теории эволюции, и он эво-
люционирует, и тоже способен порож-
дать себе подобных — другие цивили-
зации. Человек — это как бы родильная
часть цивилизации. Им создается заро-
дыш (первые живые роботы), им же они
развивоются (создоются более совер-
шенные модели, их взаимосвязи между
собой — грубо говоря, кто у кого будет
на побегушках), и только потом проис-
ходят «роды» (не у себя же на планете,
где уже есть жизнь, причем довольно аг-
рессивная и жестокая — с ней челове-
ку делать нечего, только «прогиботься»).
Да, все это гипотезы. Но согласитесь,
они также неплохо объясняют розницу
в развитии между человеком и другими
существами. Одним словам, иноплоне-
тяне, боги и все такое.
(Продолжение следует)
предыдущая страница 36 Мой Компьютер 2002 11 читать онлайн следующая страница 38 Мой Компьютер 2002 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст